Две недели я пыталась написать пост про ресурс и про то, как адаптироваться к роли мамы. Еще несколько дней назад мне казалось, что я многое про это знаю. Но тут вдруг я незапланированно осталась одна с детьми, пришлось забить на свои планы - и я не смогла с этим справиться. Нет, я не села рыдать у окошка, но эмоциональный фон скатился ниже плинтуса, к вечеру силы совсем закончились. Так что для меня это очень личная и не теряющая актуальности тема. Я не чувствую права на дидактический тон, так что просто постараюсь разобраться с этим для себя, формулирование уже очень помогает.
Я сейчас по чуть-чуть читаю прекрасную книжку “The female brain”, автор Louann Brizendine. Она посвятила почти всю жизнь изучению строения и функционирования женского мозга. В основном она пишет про гормоны, поскольку именно ими определяются "сферы интересов" нашего мозга. Пренатальный период, детство, пубертат, половозрелость, беременность, материнство, менопауза - все это отдельные эпохи с точки зрения гормональной регуляции. И каждый переход из одного этапа в следующий сопровождается не только изменением жизненных обстоятельств, но и сильными изменениями мировоззрения. Да, львиная доля изменений в сознании является биологической программой. И осознание этих процессов дает возможность не быть заложником своей биологической природы и более осознанно проживать свою жизнь.
Гормональная перестройка во время беременности, роды, грудное вскармливание, частый физический контакт с младенцем - все это ведет к формированию новых нейрохимических связей в мозгу, которые, в свою очередь, формируют новую женскую реальность. Включается режим заботы, захлестывают волны окситоцина. Но одновременно с этим - отключаются мозги, ухудшается память и способность концентрироваться. Этим изменениям помогают и внешние факторы: недосып, отсутствие общения на соответствующем интеллектуальном уровне, невозможность наплевать на быт, недостаток времени на себя, социальная изоляция. И в какой-то момент от этого становится очень грустно. Приятно быть любящей мамой, но совсем не хочется быть наседкой со скукоженными мозгами.
Для таких переживаний у меня есть несколько противоядий. Прежде всего, это осознание того, что гормональный контекст существует не просто так, а ради того, чтобы новая роль давалась проще. Посмотрите на мужчин, чья гормональная регуляция заточена природой под другие задачи. У большинства из них толерантность к детском плачу куда ниже, чем у среднестатистической женщины. Они действительно хуже переносят необходимость вставать ночью к проснувшемуся ребенку. Они не многозадачны и уж если они недомогают, то посвящают себя этому целиком (да-да, "только рожая женщина может хотя бы приблизительно понять те муки, которые испытывает мужчина с температурой 37.2"). Так что гормоны, которые мешают нам в феминистической борьбе, на самом деле очень помогают справляться с трудностями родительства.
Кроме вышеизложенного в страданиях по поводу куриного дня сурка помогает расстановка приоритетов и принятие того факта, что из материнства нет пути назад. Жизнь уже изменилась и она никогда не будет такой как раньше. Даже когда ребенок будет сам ходить в школу, даже когда начнет готовить завтрак на всю семью, даже когда вырастет и уйдет - ваше сердце все равно будет биться за двоих (троих, четверых, пятерых и в космос). Это ответственность, которую с себя уже не сложишь. Но я очень люблю своих детей. Люблю даже тогда, когда чертовски от них устаю и пытаюсь сдать их кому угодно лишь бы только побыть одной. И я осознаю важность своей роли в их жизни, и их роли - в моей.
Целесообразно ли в определенный период делать детей своим главным приоритетом? Я не знаю ответа на этот вопрос. С первым ребенком у меня не было сомнений, что я должна отдавать всю себя, чтобы насколько возможно укрепить в нем базовое доверие к миру. Со вторым стало понятно, что необходимо заботиться о себе, иначе загнешься сильно раньше, чем дети станут самостоятельными. С третьим пришло понимание, что жизнь, вообще говоря, куда умнее меня и я все равно не смогу подстелить соломки под каждое падение. Более того, стало ясно, что синяки и легкие травмы просто необходимы для успешной адаптации и что ответственность за детей не равна ограждению их от всего неприятного. Возможно, кто-то приходит к этой мысли сразу, а мне же потребовалось шесть лет материнства, чтобы снять тревогу и научиться доверять своей интуиции.
Почти все мое время как и раньше уходит на обеспечение нужд семьи и детей, но сейчас моя жизнь видится мне куда более гармоничной, чем раньше. Я не отказалась от роли главной привязанности своих детей, но научилась делегировать и находить правильных людей для этого. Я научилась планировать и продумывать сложнейшую логистику, чтобы посвящать время тому, что мне интересно. Я стала больше доверять близким, потому что знаю, что даже если они сделают что-то не так, как я, мир не рухнет. Я стала меньше переживать за детей, потому что вижу, что многообразие опыта и мое спокойствие делают их более устойчивыми и счастливыми.
Ну и наконец - я перестала грызть себя за несовершенные подвиги, потому что я уже и так достаточно хороша.
